Объявление
МОАУ "СОШ № 64" г. Оренбурга
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 64" ГОРОДА ОРЕНБУРГА
Добро пожаловать!

Советы психолога школы

2439 просмотров Добавлено: 22 апреля 2020 13:36 Обновлено: 30 июня 2022 6:47

Воспитание. Кнут или пряник

Ситуация для размышления:

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок…

 С незапамятных времен используют обе эти формы наказания.

Словарь Даля  гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).

Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о  котором ребенок знал.

Прежде, чем сей  воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте  для профилактики, «на всякий случай».

 В любом случае придерживайтесь следующих правил  наказания  детей:

  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
  • При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  • Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  • Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
  • При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не  его личность.
  • При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.

Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:

  • Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
  • Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.
  • Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта.
  • Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
  • Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:

  • когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;
  • когда ребенок ест;
  • перед сном и после сна;
  •  во время игры или работы;
  • когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.

Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.


Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома


Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки  преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:  
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.  

Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.  

Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей. 

Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома. 

Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем. Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.  

Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение. 

Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).  


Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога 

В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.

Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс. Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет сетей! 

Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.

Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих 
детей.

Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.

Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер (например, Тelegram, WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить туда.

Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.

Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему (спорт, музыка, кино, кулинария).



Подборка книг для родителей

  • Шими Канг «Путь дельфина»

Эта книга специально написана для родителей. Она поможет им воспитать счастливых, здоровых и успешных детей, не превращаясь в тигров. Родители, которые отдают предпочтение «тигриному» воспитанию желают своим детям счастья. Правда, их методы не всегда позволяют достичь цели. Родители слишком сильно давят на детей, контролируют все их поступки. Заставляют хорошо учиться, заниматься музыкой или спортом. Дети страдают от такой опеки родителей и их психика порой не выдерживает. Автор советует родителям избрать иной метод воспитания — путь дельфинов. Воспитывать детей, по мнению психолога, нужно мягко, мотивируя детей на определённые поступки. Детей можно легонько подталкивать к правильному действию, их нужно увлечь собственным примером. С ранних лет в ребёнке нужно поощрять независимость и уверенность в собственных силах. Только так можно помочь своим детям построить счастливую и успешную жизнь.Ссылка для чтения: https://www.litmir.me/br/?b=274798&p=1

2.                 Франсуаза Дольто «На стороне подростка»

Эта книга французского психолога адресована родителям, педагогам и семейным психотерапевтам, которые общаются с детьми переходного возраста и хотят их лучше понять. В пубертатный период большинство подростков выглядят неуклюже: их руки и ноги вытягиваются, а грудная клетка остаётся узкой, силы ещё нет, черты лица грубеют. Дети понимают, что они выглядят неидеально и это сказывается на их психике. Подростки приобретают ряд комплексов, из-за которых ведут себя не всегда правильно. Детям подросткового возраста свойственны перепады настроения, повышенная самокритика, желание скрыть свои чувства. Подростки в 15-16 лет отвергают любовь родителей, предпочитают общество друзей. В этот период родителям важно понять, что хочет их ребёнок. Нельзя критиковать и изводить детей нравоучениями. Необходимо встать на сторону подростка и дать ему максимум свободы.Ссылка для чтения: https://bookshake.net/b/na-storone-podrostka-fransuaza-dolto

3.     Роберт Кийосаки, Шэрон Лектер «Богатый папа, бедный папа»

Авторы книги убеждены, что в учебном заведении школьники не получают нужных знаний о природе денег. Впоследствии людям приходится всю свою жизнь тратить на процветание других и зарабатывать для них, а не для себя деньги. Школы фокусируются лишь на профессиональных и общих знаниях. Как заработать деньги ребёнок узнаёт от своих родителей, правда, если те сами знают, как это сделать. Если школьники не могут получить дельного совета от взрослых, им нужно прочитать книгу Роберта Кийосаки и Шэрона Лектера. Совет первый от авторов бестселлера о деньгах: если человек не может себе что-то позволить, ему нужно спросить себя, почему это происходит. Важно заставить свой мозг работать над проблемой и находить пути её решения. Богатство приходит к тому, кто не боится рисковать, постоянно думает о деньгах и о том, как их заработать. В книге собраны советы, которые помогут подросткам найти свой путь в жизни и не смотреть на опыт родителей, особенно если они ничего не добились в жизни. Ссылка для чтения: https://www.litmir.me/br/?b=259942&p=1