Безопасность
Комплексная безопасность образовательной организации – это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, антропогенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся. Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений – организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Добро и зло – эти вечные незыблемые понятия идут нога в ногу в современном мире. Мир, доброта, мама, семья, школа, родина – ни у кого не возникнет сомнений в том, что все это можно назвать одним словом «добро». Но существует на планете чума, носящая название «терроризм». Если несколько десятков лет назад многие и не догадывались о сути и значении этого ужасного явления, то сегодня о нем необходимо не только знать, но и быть наготове, чтобы не оказаться заложником ситуации. Вот почему учителя на классных часах вынуждены знакомить детей с правилами антитеррористической безопасности в школе.
Основные принципы
Трудно объяснить ученикам младших и средних классов, что такое терроризм. Как можно рассказать ребенку, что взрослые люди способны из-за своих политических, религиозных, экономических игр подвергать опасности жизни многих других людей, которые зачастую выступают, как бы это жестоко ни звучало, разменной монетой? Особенно, если речь идет о ни в чем неповинных детях, как это было с двумя сотнями учеников бесланской школы в 2004 году, погибших от пуль террористов.
Но таковы суровые реалии нашей жизни. Мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие школьникам, как вести себя в случае террористической угрозы, – это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную медицинскую помощь.
Если обобщить, то во время занятий на тему терроризма педагоги должны раскрывать детям следующие аспекты:
- четкое разграничение добра и зла;
- обсуждение проблемы терроризма с приведением примеров;
- изучение основ антитеррористической безопасности;
- работа в группах;
- подведение итогов.
В конце занятия дети не должны быть напуганы. Они должны осознать, что бояться террора не нужно. Со злом необходимо бороться, а зная, как следует действовать в экстремальной ситуации, это делать легче.
Жизненно важные знания
Основные меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, обращении с опасными предметами, поведении в толпе напуганных людей. Никто, ни родители, ни учителя, ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность может поджидать и в маршрутке, и в метро. Внимательность, осмотрительность, акценты на необычных мелочах (чужая машина во дворе, оставленный без присмотра пакет или коробка, подозрительный человек и тд.) – это то, что может спасти жизнь не одному человеку. Но только взрослые должны предпринимать меры по устранению угрозы! Трогать подозрительные тюки, сумки и коробки запрещено!
Если ситуация вышла из-под контроля, и ребенок оказался в руках террористов, он не должен им перечить, бунтовать, пытаться убежать. Спокойствие, покладистость, терпение, вежливость – главные помощники. Ребенок должен знать, что безопасные места – это дверные проемы, углы, любые выемки в стенах. А если помощь подоспела, но его несет течение напуганной толпы, то следует держаться в ее центре, не высовывать руки, не наклоняться за упавшими вещами, сторониться неподвижных предметов (решетки, столбы, стены).
Надеемся, эти знания так и останутся чистой теорией, которая никогда ребенку не пригодится на практике, но не зря говорят «информирован – значит, вооружен». Мира и ясного неба над головой всем людям планеты!
Документы
Паспорт безопасности
Положение об антитеррористической группе
Положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении
Приказ "О создании антитеррористической группы"
Приказ "Об утверждении системы работы по противодействию терроризму и экстремизму"
Приказ "Об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в зданиях и на территории"
Инструкция руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной деятельности
План профилактической работы по предотвращению террористических актов
Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством
Инструкция персоналу по действиям при поступлении угрозы террористического акта по телефону
Инструкция руководителю по действиям при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде
Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников
Инструкция по действиям постоянного состава и обучающихся в условиях возможного биологического заражения
Рекомендации по обеспечению охраны образовательного учреждения
Акт комиссионной проверки антитеррористической защищённости
Памятка дежурному администратору образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта
Памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта
Функциональные обязанности ответственного лица образовательного учреждения по выполнению мероприятий по антитеррористической защищённости
Рекомендации руководителю образовательного учреждения по противодействию терроризму
Рекомендации руководителю образовательного учреждения по предотвращению террористических актов
Рекомендации должностному лицу при получении угрозы о взрыве
Рекомендации должностному лицу при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный
Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:
- защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.);
- использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, далёким от задач образования;
- обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры;
- защита обучающихся от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, учитывающих специфику оборота информационной продукции, запрещённой для детей.
Локальные нормативные акты МОАУ "СОШ № 64", регламентирующие организацию информационной безопасности
1.1. Концепция информационной безопасности МОАУ «СОШ № 64» (PDF, 0.47 Мб.)
1.2. Должностная инструкция администратора информационной безопасности (PDF, 0.07 Мб.)
1.3. Должностная инструкция администратора баз данных (PDF, 0.06 Мб.)
1.4. Должностная инструкция администратора локальной вычислительной сети (PDF, 0.06 Мб.)
1.6. Регламент реагирования на инциденты информационной безопасности (PDF, 0.14 Мб.)
2. План действий по обеспечению ИБ для сотрудников и руководителей (PDF, 0.5 Мб.)
3. План работ по защите информации (PDF, 0.06 Мб.)
4.1. Перечень информационных ресурсов (PDF, 0.09 Мб.)
4.2. Порядок доступа к информационным, программным и аппаратным ресурсам МОАУ «СОШ № 64» (PDF, 0.1 Мб.)
5. Положение об использовании программного обеспечения в МОАУ «СОШ № 64» (PDF, 0.12 Мб.)
6. Положение об использовании сети интернет и электронной почты в МОАУ «СОШ № 64» (PDF, 0.1 Мб.)
7. Положение по организации парольной защиты в МОАУ «СОШ № 64» (PDF, 0.09 Мб.)
8. Положение о резервном копировании в МОАУ «СОШ № 64» (PDF, 0.09 Мб.)
9. Положение об антивирусном контроле в МОАУ «СОШ № 64» (PDF, 0.08 Мб.)
10. Памятка по информационной безопасности (PDF, 0.06 Мб.)
12. Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников, обучающихся и их родителей (законных представителей)
13.1. Порядок разработки системы классификации информации, несовместимой с задачами образования и воспитания учащихся и применения указанной системы классификации
13.2. Классификатор информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федераци
13.3. Примерный классификатор информации, несовместимой с задачами образования и воспитания
13.4. Правила пользования сети Интернет
14. Положение об официальном сайте образовательной организации
15. Положение о школьной локальной сети
Нормативное регулирование вопросов информационной безопасности
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ
- Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ
- Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ
- Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р "Об утверждении Концепции информационной безопасности детей"
- Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
- Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных"
- Дополнительный протокол к Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, о наблюдательных органах и трансграничной передаче информации (Страсбург, 8 ноября 2001 г.)
- Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 г.)
- Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ФСБ РФ и Министерства информационных технологий и связи РФ от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных"
- Приказ ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"
- Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена"
- Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела"
- Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"
- Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации"
- Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"
- Постановление Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"
Педагогическим работникам
Обучающимся
Информационная памятка для обучающихся
С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы. Эта памятка должна помочь тебе безопасно находиться в сети.
Компьютерные вирусы
Компьютерный вирус - это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена зараженная программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.
Методы защиты от вредоносных программ:
1. Используй современные операционные системы, имеющие серьезный уровень защиты от вредоносных программ;
2. Постоянно устанавливай пачти (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивай их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включи его;
3. Работай на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;
4. Используй антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз;
5. Ограничь физический доступ к компьютеру для посторонних лиц;
6. Используй внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников;
7. Не открывай компьютерные файлы, полученные из ненадежных источников. Даже те файлы, которые прислал твой знакомый. Лучше уточни у него, отправлял ли он тебе их.
Сети WI-FI
Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд "WECA", что обозначало словосочетание "Wireless Fidelity", который переводится как "беспроводная точность".
До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура "Wi-Fi". Такое название было дано с намеком на стандарт высшей звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает "высокая точность".
Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.
Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi:
1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;
2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;
3. При использовании Wi-Fi отключи функцию "Общий доступ к файлам и принтерам". Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее для удобства использования в работе или учебе;
4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;
5. Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно "https://";
6. В мобильном телефоне отключи функцию "Подключение к Wi-Fi автоматически". Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.
Социальные сети
Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.
Основные советы по безопасности в социальных сетях:
1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.
Электронные деньги
Электронные деньги - это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.
Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах.
В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов - анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификация пользователя является обязательной.
Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:
1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;
2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;
3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли - это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;
4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.
Электронная почта
Электронная почта - это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
1. Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
2. Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать "музыкальный_фанат@" или "рок2013" вместо "тема13";
3. Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
4. Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
5. Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
6. Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах, даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
8. После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на "Выйти".
Кибербуллинг или виртуальное издевательство
Кибербуллинг - преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
1. Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
2. Управляй своей киберрепутацией;
3. Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
4. Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
5. Соблюдай свою виртуальную честь смолоду;
6. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
7. Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
8. Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.
Мобильный телефон
Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.
Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.
Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
Основные советы для безопасности мобильного телефона:
Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
Периодически проверяй, какие платные услуги активированы на твоем номере;
Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это.
Online игры
Современные онлайн-игры - это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.
Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов.
В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.
Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:
1. Если другой игрок ведет себя плохо или создает тебе неприятности, заблокируй его в списке игроков;
2. Пожалуйся администраторам игры на плохое поведение этого игрока, желательно приложить какие-то доказательства в виде скринов;
3. Не указывай личную информацию в профайле игры;
4. Уважай других участников по игре;
5. Не устанавливай неофициальные патчи и моды;
6. Используй сложные и разные пароли;
7. Даже во время игры не стоит отключать антивирус. Пока ты играешь, твой компьютер могут заразить.
Фишинг или кража личных данных
Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивишь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься "любимым" делом.
Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей - логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing - рыбная ловля, password - пароль).
Основные советы по борьбе с фишингом:
1. Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
2. Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
3. Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
4. Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
5. Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
6. Отключи сохранение пароля в браузере;
7. Не открывай файлы и другие вложения в письмах, даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.
Цифровая репутация
Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация, размещенная в интернете, может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. "Цифровая репутация" - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете.
Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких - все это накапливается в сети.
Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.
Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающие люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой - как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.
Основные советы по защите цифровой репутации:
1. Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;
2. В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только "для друзей";
3. Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.
Авторское право
Современные школьники - активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность.
Термин "интеллектуальная собственность" относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги, и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями.
Авторские права - это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете.
Использование "пиратского" программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установлена нелегальная программа. Не стоит также забывать, что существуют легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.
О портале
Сетевичок.рф - твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом. А также принять участие в конкурсах и стать самым цифровым гражданином!
Информация о проектах Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества
1. Единый урок по безопасности в сети «Интернет»
В соответствии с решениями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, во всех общеобразовательных организациях России проходит Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (далее – Единый урок). Инициатором проведения Единого урока выступила спикер Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко. Единый урок представляет собой цикл мероприятий для школьников, направленных на повышение уровня кибербезопасности и цифровой грамотности, а также на обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Именно формирование информационной и цифровой грамотности населения является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики. В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума 2017 Президент России В.В. Путин отметил важность работы в данном направлении: «Четвёртое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а, по сути, нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой P грамотности. Для этого следует серьёзно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов» В ходе Единого урока участники узнают, как защитить свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, научатся анализировать правдивость и достоверность информации в сети Интернет и многое другое. В рамках Единого урока пройдут очные тематические уроки в образовательных учреждениях, а также круглые столы, викторины, родительские собрания, лекции экспертов, сетевые конкурсы и другие мероприятия на федеральном, региональном и районном уровне.
Сайт единого урока для детей: www.Единыйурок.дети
Сайт единого урока для учителей: www.Единыйурок.рф
2. Квест по цифровой грамотности «Сетевичок»
Квест проводится при поддержке Администрации Президента России, Полночных представителей Президента России в СФО и УФО, Минобрнауки России, 7 федеральных ведомств и всех субъектов Федерации, а также Постоянного комитета Союзного государства, Министерствами образования республик Приднестровья, Киргизии, Белоруссии, ЛНР и ДНР. В 2017 году проект "Сетевичок" был номинирован Минкомсвязи России на престижную премию ООН на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).
Основная цель квеста - формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы во Всемирной сети. Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайн-викторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы. Победителям квеста станут учащиеся, набравшие максимальное количество баллов на уровне района, субъекта, Федерации и стран СНГ. Образовательные учреждения могут провести квест среди своих учащихся и по количеству баллов определить победителей внутри своего учреждения. Все участники получат именные дипломы, а международные победители получат специальные ценные призы.
Сайт квеста: www.сетевичок.рф
3. III Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
«Премия Сетевичок» является общенациональной профессиональной наградой, поощряющей заслуги компаний и организаций в сфере 3 информационного контента для детей, подростков и молодежи: сайты, печатные и электронные издания, в том числе книги, программы ТВ и радио. Целью Премии является формирование позитивного информационного пространства детства. Премия проводится совместно с квестом «Сетевичок», участники которого выступают в качестве членов жюри, посещая Интернет-ресурсы и оценивая их. Таким образом, информационные ресурсы получают целевой трафик и стимул для дальнейшего развития.
Сайт Премии: www.премия.сетевичок.рф
4. III Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»
Цель исследования - выявления позитивных и негативных тенденций развития навыков и компетенций современного поколения в освоении интернет- пространства, а также составления картины информационного пространства, в котором живут современные дети и молодежь. Исследование проходит анонимно и в онлайн режиме, что позволит привлечь максимальное количество участников и предоставить молодежи возможность принять в нем участие в любое удобное время — как в ходе учебного процесса, так и с домашнего устройства.
Сайт исследования: www.опрос.сетевичок.рф
Родителям (законным представителям)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
1. информация, запрещенная для распространения среди детей;
2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:
4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
8. оправдывающая противоправное поведение;
9. содержащая нецензурную брань;
10. содержащая информацию порнографического характера.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.
Общие правила для родителей
1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)
4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.
Возраст от 7 до 8 лет
В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.
Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что Вы наблюдаете за ним не потому что Вам это хочется, а потому что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
4. Используйте специальные детские поисковые машины.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.
8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
11. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
13. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".
14. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Возраст детей от 9 до 12 лет
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
2. Требуйте от Вашего ребенка соблюдения норм нахождения за компьютером.
3. Наблюдайте за ребенком при работе за компьютером, покажите ему, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы оказать ему помощь.
4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
6. Не забывайте принимать непосредственное участие в жизни ребенка, беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
7. Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
8. Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который создайте вместе с ними.
9. Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
10. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
11. Создайте Вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
12. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих тревогах и опасениях.
13. Расскажите детям о порнографии в Интернете.
14. Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
15. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Возраст детей от 13 до 17 лет
В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернете.
Зачастую в данном возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, не отпускайте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка в Интернете.
Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.
Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Обговорите с ребенком список запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете, руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
2. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
3. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
4. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
5. Необходимо знать, какими чатами пользуются Ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
6. Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
7. Приучите детей не выдавать свою личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернете.
8. Приучите детей не загружать программы без Вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
9. Приучите Вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
10. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернете своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
11. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
12. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде - даже в виртуальном мире.
13. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
14. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.
Детские безопасные сайты
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
4. Детский сайт Президента России http://www.uznai-prezidenta.ru/
5. Детский проект Минприроды России «Капа» http://voda.org.ru/
6. Портал Минкультуры России «Культура.рф» https://www.culture.ru/
7. Портал Минспорта России «ГТО» https://www.gto.ru/
8. Порталы Рособрнадзора «ЕГЭ» (http://www.ege.edu.ru/ru/) и «ОГЭ» (http://gia.edu.ru/ru/)
9. Темы итоговых сочинений (http://topic.ege.edu.ru/)
10. Сайт телефона доверия Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации http://telefon-doveria.ru/
11. Сайт международного квеста «Сетевичок» http://сетевичок.рф
12. Сайт Росмолодежи http://fadm.gov.ru
13. Портал «Персональные данные.дети» http://персональныеданные.дети
Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в образовательных учреждениях образования. Ребенок должен усвоить основные правила дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге. ПДД в школе – это довольно большой комплекс мер, которые включают в себя как теоретические знания, так и практические мероприятия, направленные на выявление пробелов в знаниях по правилам дорожного движения.
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах по статистике - являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ). Это актуально для всей системы образования, которая включает в себя и дошкольные образовательные учреждения, и средние образовательные учреждения.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету:
Зарубежные экономисты подсчитали, что профилактическая работа с детьми по изучению правил дорожного движения экономически выгодна: на каждую вложенную единицу - в будущем четыре единицы прибыли. Это значит, что потом не придётся тратить средства на покрытие расходов по лечению людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, на восстановление послеаварийной техники, дорожного полотна и оборудования.
Единственное, что может спасти ребенка на дороге - это вера в «запретительные» свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить - взрослый человек. И единственным способом – личным примером.
Основными причинами ДТП, по статистике Петродворцового района Санкт - Петербурга совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, пострадавших в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика ДДТТ, являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.
Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, водителей.
Так как сегодняшние водители-нарушители - это вчерашние невоспитанные дети, необученные пешеходы.
Нам всем дороги дети, за жизнь и здоровье которых мы отвечаем. Жизнь и здоровье детей - не повод для проявления формализма и беспечности взрослых, когда речь идёт о безопасности школьников на дорогах, о формировании культуры поведения подрастающего поколения.
Обучение правилам дорожного движения должно носить систематический характер, с постоянно обновляющимися методиками обучения.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении включает в себя не только работу с обучающимися, но и непрерывную работу с родителями, что способствует повышению наглядности собственного примера родителя для ребенка на дороге.
Новизна данных методических рекомендаций заключается в том, что данное направление работы относительно ново и сама работа, и методы ее организации совершенствуются с полученным опытом, с совершенствованием системы обучения правилам дорожного движения, с актуализацией данного направления работы в районе.
Документы
План мероприятий воспитательной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Паспорт дорожной безопасности
Информация об отряде ЮИД находится в разделе "Учебный процесс"
Как избежать пожара в школе
1. Необходимо всему персоналу образовательных учреждений и учащимся соблюдать правила пожарной безопасности.
2. Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались различные горючие отходы (мусор, старые парты, столы, стулья, сухие листья и т.д.). При пожаре этот легкогорючий мусор будет способствовать распространению горения на школьные постройки.
Иногда после очистки примыкающей к школе территории от опавших сухих листьев их сгребают в кучи. Раньше их сжигали, что вело к пожароопасной ситуации: тлеющие листья ветром могло занести на кровлю здания или в слуховые окна, с образованием очагов горения. В соответствии с законодательством сжигание листвы и мусора запрещено, т.к. помимо создания пожароопасной ситуации это ведет к повышению углекислого газа в воздушной среде, усилению парникового эффекта и глобальному потеплению. (Федеральный Закон № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).
2. Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, следить за тем, чтобы они не загромождались автотранспортом, а в зимнее время регулярно очищались от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные автомобили имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы.
3. Если пожар принял большие размеры, пожарные используют местные водоисточники: водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов. За этими водоисточниками должен быть обеспечен соответствующий досмотр и уход.
Необходимо следить, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом, а на стене ближайшего строения был указательный знак гидранта с цифрами, обозначающими координаты расположения гидранта относительно строения.
Меры пожарной безопасности в кабинетах физики, химии и производственных мастерских
Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасны кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т. п.
Классные доски, парты, шкафы, столы располагаются и содержатся с таким расчетом, чтобы проходы между ними, ведущие к эвакуационным выходам из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.
В школьных столярных и механических мастерских должен строго соблюдаться противопожарный режим. Прежде чем приступить к работе в мастерских, где есть электрооборудование, необходимо изучить инструкции и выполнять установленные правила эксплуатации электрооборудования. Уборку мусора и отходов необходимо проводить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое требуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, окрашивать изделия нитрокрасками.
После занятий следует тщательно убрать помещение, а промасленные тряпки и ветошь собрать в специальный металлический ящик с всегда закрытой плотной крышкой. Во избежание самовозгорания в конце дня содержимое ящика должно удаляться за пределы здания.
Преподаватель химии (лаборант) перед началом занятий должен включить вентиляцию; убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. В начале занятий в кабинетах физики и химии учащихся следует проинформировать о пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться пожароопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя запрещается.
В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.
Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, самовоспламенение и т. п. Опасные при взаимодействии вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на упаковках всех реактивов имелись четкие этикетки, включающие знаки безопасности.
В лабораториях и других подобных помещениях допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостях (ГЖ) в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставлять жидкости в помещения следует в закрытой безопасной таре.
Эфиры, спирты, бензин, керосин являются крайне огнеопасными в обращении жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички, случайной искры от обувных набоек, наждака. Поэтому данными жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, использовать их в строго ограниченных количествах. Не разрешается учащимся самостоятельно заправлять ими нагревательные приборы.
Запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, магний, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Поэтому в химических и физических лабораториях, в производственных мастерских должны быть соответствующие средства пожаротушения, например, такие, как порошковый, воздушно-пенный, хладоновый огнетушители, асбестовая кошма, песок. Ответственными за пожарную безопасность таких лабораторий и мастерских должны быть компетентные специалисты.
Соблюдение указанных мер обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.
Кинопоказ
Для демонстрации учебных фильмов в школах в основном используются видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, но в некоторых школах все еще эксплуатируются киноустановки.
Демонстрация фильмов на широкопленочной аппаратуре в зданиях школы может быть разрешена только из киноаппаратной, оборудованной в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом негорючие перекрытия и не менее двух выходов. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, проведение в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.
Показ учебных кинофильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс, кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился в противоположной стороне от выхода. Выход из помещения, где производится показ фильма, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.
В помещении, где проводится показ кинофильма, электропроводка должна соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).
Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок. Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.
В зале для кинопоказа стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.
В классе, в зале во время показа кинофильма, спектакля, проведения праздничного вечера, дискотеки должен обязательно присутствовать преподаватель или воспитатель, который несет ответственность за пожарную безопасность. В это время ни в коем случае нельзя закрывать на замок эвакуационные выходы из помещения.
Порядок эвакуации из образовательных учреждений
В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей при пожаре.
Если в школе возникло загорание необходимо, в первую очередь, вызвать пожарную охрану и быстро организовать эвакуацию всех школьников. Малейшая растерянность, паника могут привести к непоправимым последствиям.
В плане эвакуации отражают вопросы оповещения педагогов и учащихся о пожаре, выхода школьников из горящих и находящихся под угрозой распространения горения и дыма помещений, указываются пути эвакуации и эвакуационные выходы. План эвакуации состоит из двух частей – графической и текстовой. В графической части показывается поэтажная планировка здания. Планы можно упрощать, изображая конструкции в одну линию, исключать небольшие помещения, не связанные с пребыванием людей. Но все эвакуационные выходы и пути эвакуации должны быть обозначены. Наименование помещений обозначают непосредственно на поэтажных планах, либо все помещения нумеруют и прилагают пояснение к плану. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Это позволяет сократить и упростить пояснительную записку к плану эвакуации. Двери на плане эвакуации показывают открытыми.
На плане наносят стрелки, указывающие направление движения людских потоков, исходя из наименьшего времени выхода и большей безопасности путей эвакуации.
Пути эвакуации делят на основные, которые обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, и резервные, которые обозначают пунктирными линиями со стрелками.
Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу по лестницам. Нередко люди спасаются, выходя на крышу здания.
Кроме маршрутов движения, обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты, телефонов.
Графическую часть плана эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно при входе на этаж. Текстовая часть плана эвакуации утверждается руководителем объекта и представляет собой таблицу, содержащую перечень действий при пожаре, их порядок и последовательность, должности и фамилии исполнителей. Предписываемые действия должны быть тщательно продуманы и конкретно указаны.
Первое действие – вызов пожарной охраны. Для того чтобы вызов был четким, приводят текст вызова. Второе действие – устное оповещение об эвакуации. Оповещение должно делаться спокойно, но повелительным и внушительным тоном. Это может происходить по громкоговорящей сети в рамках Системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), при этом по всему зданию транслируется заранее подготовленный текст.
При эвакуации детей в детских учреждениях преподаватели и воспитатели обязаны:
- подготовить детей к эвакуации: прекратить занятия, игры, прием пищи; необходимо быстро одеть детей;
- объявить порядок, направление движения и место сбора;
- в соответствии с планом эвакуации: открыть двери в направлении движения; вывести детей; после того как дети выведены, в целях уменьшения скорости развития пожара по зданию необходимо двери закрыть;
- собрать всех детей в предусмотренном планом эвакуации месте («место сбора»);
- оказать, при необходимости, первую помощь;
- проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору или командиру прибывшего пожарного подразделения, руководителю тушения пожара.
До прибытия пожарных учащиеся старших классов могут привлекаться для оказания помощи учителям в организации эвакуации малышей: помочь их одеть, отвести детей в теплое помещение; вызвать «скорую помощь» для оказания медицинской помощи пострадавшим; выполнять отдельные поручения по тушению незначительных очагов загорания.
Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.
В случае, если один из них отрезан огнем, для спасения людей используется второй.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания, возможность свободного их открывания изнутри без ключа.
Допускается, по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России, закрывать запасные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь обозначение о принадлежности соответствующему замку.
При пожаре нужно в считанные минуты попытаться оказаться на улице или хотя бы в помещение, где есть возможность дышать свежим воздухом. Интенсивное образование продуктов горения (дым, пары) и быстрое их распространение по помещениям и путям эвакуации происходит уже в начальной стадии пожара. В этой ситуации концентрация СО предельно опасна для человека, когда достаточно нескольких вдохов, чтобы потерять сознание.
Передвигаться сквозь густой дым (при видимости менее 10 метров) можно только в том случае, если вы уверены, что расстояние небольшое и вы сможете задержать дыхание на этой дистанции, а также не потеряете ориентировку и не зацепитесь за что-то одеждой.
Документы
Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность
Приказ об утверждении порядка обучения мерам пожарной безопасности
График проведения повторного противопожарного инструктажа с работниками общеобразовательной организации
График проведения технического обслуживания и ремонта систем противопожарной защиты
Приказ об обеспечении пожарной безопасности
Приказ о проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара
План проведения тренировок по эвакуации
Программа вводного противопожарного инструктажа
Программа первичного противопожарного инструктажа
Методичка по организации пожарных тренировок
Инструкция о мерах пожарной безопасности
Инструкция о порядке действий дежурного персонала при поступлении сигнала о пожаре и неисправности системы противопожарной защиты
Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре
Акт проверки состояния огнезащиты
Также в деятельности по обеспечению пожарной безопасности применяются следующие журналы:
Журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов ,
Журнал регистрации работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты,
Журнал учета инструктажей о мерах пожарной безопасности,
Журнал учета выдачи нарядов-допусков на выполнение огневых работ,
Журнал учета наличия, периодических осмотров и сроков перезарядки огнетушителей,
Журнал учета проверок юридического лица,
Журнал учета проведения тренировок по эвакуации на случай пожара,
Уголок пожарной безопасности регулярно обновляется
Готовим елку к Новому году (DOC, 0.92 Мб.)
ПАМЯТКА по Новому году (DOCX, 1.83 Мб.)
Памятка_по_применению_гражданами_бытовых_пиротехнических_изделий (DOC, 1.15 Мб.)
Пиротехника-инструкция (DOC, 0.76 Мб.)
Праздник - требования к помещению (DOC, 0.07 Мб.)
Обеспечение пожарной безопасности в Новогодние и Рождественские праздники (PDF, 0.3 Мб.)